Республика Молдова
ПАРЛАМЕНТ
КОДЕКС Nr. 152
от 17.07.2014
об образовании
Опубликован : 24.10.2014 в Monitorul Oficial Nr. 319-324 статья № : 634 Дата вступления в силу : 23.11.2014
Статья 134. Права и социальные гарантии
педагогического, научно-педагоги-
ческого и научного персонала
(1) Педагогический, научно-педагогический и научный персонал вправе выбирать и использовать как утвержденные Министерством просвещения технологии обучения, учебные пособия и учебные материалы, так и альтернативные, которые полагает уместными для реализации государственных образовательных стандартов.
(2) Педагогический, научно-педагогический и научный персонал имеет право:
а) избирать и избираться в руководящие, административные и консультативные органы образовательного учреждения;
b) на включение в педагогический стаж предшествующей педагогической и исследовательской деятельности в случае перехода в образовательное учреждение, предоставляющее образовательные программы другого уровня;
c) объединяться в профсоюзные и профессиональные организации;
d) обращаться по собственной инициативе за присвоением педагогических степеней и ученых званий.
(3) Педагогический, научно-педагогический и научный персонал имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом.
(4) Педагогический персонал сферы общего образования пользуется в соответствии с действующим законодательством следующими социальными правами и гарантиями:
а) право на сокращенную продолжительность рабочего времени первые три года педагогической деятельности после окончания образовательного учреждения;
b) гарантированное государством право на профессиональную стажировку по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
c) право на ежегодные денежные компенсации за приобретенные с целью использования для онлайн-обучения и профессионального развития учебные пособия, компьютерную технику, программное обеспечение – в пределах и в соответствии с условиями, установленными Правительством.
(5) Выпускники педагогических учреждений высшего и послесреднего образования, прибывшие в образовательные учреждения по распределению Министерства просвещения, получают в течение первых трех лет работы установленные Правительством пособия за счет средств государственного бюджета, выплачиваемые через бюджеты административно-территориальных единиц второго уровня и АТО Гагаузия.
(6) При начале своей карьеры педагогический персонал, работающий в публичных образовательных учреждениях сельской местности и районных центров, получает первые три года в порядке, установленном Правительством, компенсацию затрат на наем жилья, потребляемую тепловую и электрическую энергию за счет государственного бюджета через бюджеты административно-территориальных единиц второго уровня и АТО Гагаузия.
(7) Первые три года педагогической деятельности педагогические кадры публичных общеобразовательных учреждений пользуются поддержкой в своем профессиональном становлении, в частности путем снижения до 75 процентов педагогической нагрузки в пределах должностного оклада, а также помощью со стороны педагога-наставника.
(8) За выдающиеся успехи в преподавательской и воспитательной деятельности педагогический, научно-педагогический и научный персонал образовательных учреждений может удостаиваться государственных наград в порядке, установленном законодательством.
(9) Для привлечения выпускников к педагогической деятельности и продвижения профессии педагога органы местного и центрального публичного управления, имеющие в своем подчинении образовательные учреждения, могут предусматривать дополнительные социальные гарантии для педагогических кадров.
Статья 135. Обязанности педагогического,
научно-педагогического,
научного и руководящего персонала
(1) Педагогический, научно-педагогический, научный и руководящий персонал обязан:
а) обеспечивать качество учебного процесса посредством соблюдения государственных образовательных стандартов и Национального куррикулума;
b) соблюдать профессиональную этику;
c) соблюдать права детей, учащихся и студентов;
d) создавать оптимальные условия для развития индивидуального потенциала ребенка, учащегося, студента;
e) продвигать морально-нравственные принципы равноправия, справедливости, гуманизма, патриотизма и другие ценности;
f) сотрудничать с семьей и обществом;
g) выполнять обязанности, предусмотренные индивидуальным трудовым договором и должностной инструкцией, соблюдать устав учреждения, институциональные регламенты и положения настоящего кодекса;
h) обеспечивать безопасность жизни и охрану здоровья детей, учащихся и студентов в процессе обучения;
i) не допускать унижающего достоинство обращения и наказания, дискриминации в какой бы то ни было форме и применения любых форм физического или психического насилия;
j) информировать учащихся обо всех формах и поведенческих проявлениях насилия, о лицах и учреждениях, к которым они могут обратиться в случае, если подвергаются злоупотреблениям;
k) обсуждать с детьми и учащимися, индивидуально и в группе, их эмоциональную и физическую безопасность/благополучие дома/в семье и в образовательном учреждении, а также в других посещаемых ими местах;
l) вмешиваться с целью прекращения случаев злоупотребления и небрежения в отношении ребенка и/или обращаться за помощью в случае невозможности самостоятельного вмешательства;
m) немедленно сообщать о любом предполагаемом или подтвердившемся случае злоупотребления, небрежения, эксплуатации или торговли детьми со стороны сверстников или взрослых;
n) не проводить и не допускать шовинистической, националистической, политической, религиозной, милитаристской пропаганды в образовательном процессе;
o) не вовлекать учащихся и студентов в политические действия (митинги, демонстрации, пикеты);
р) в соответствии с законодательством в области защиты персональных данных обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации, содержащей данные личного характера;
q) постоянно совершенствовать свою профессиональную квалификацию.
(2) Педагогический, научно-педагогический и научный персонал не вправе оказывать платные услуги детям, учащимся, студентам, с которыми непосредственно взаимодействует в процессе педагогической деятельности в классе или академической группе.
(3) Педагогическому, научно-педагогическому, научному и руководящему персоналу образовательных учреждений запрещено принимать от учащихся, студентов, их семей, а также от родительских общественных организаций деньги или иные блага в какой бы то ни было форме.
(4) Педагогические, научно-педагогические, научные и руководящие кадры обязаны в соответствии с действующим законодательством сообщать Министерству просвещения и уполномоченным органам об известных им случаях злоупотреблений в отношении детей, учащихся и студентов.
(5) Несоблюдение положений частей (1)–(4) составляет дисциплинарное нарушение и наказывается согласно действующему законодательству.
(6) Обязанности педагогических и руководящих кадров сферы общего и профессионально-технического образования в отношении учащихся, родителей и работников образовательных учреждений предусмотрены в Этическом кодексе педагога.
(7) Этический кодекс педагога разработан и утвержден Министерством просвещения путем консультирования на национальном уровне с представительными объединениями учащихся, родителей, педагогов и профсоюзов сферы образования.
(8) Несоблюдение педагогическим или руководящим персоналом сферы общего и профессионально-технического образования положений Этического кодекса педагога составляет грубое нарушение трудовой дисциплины и устава образовательного учреждения и наказывается в соответствии с уставными положениями.